Священные места (эссе).
Сергей Земцов
Храмы, монастыри, святые источники – всё то, что мы называем священными местами – это не просто памятники архитектуры или природные феномены. Священные места обладают большой духовной силой. Они концентрируют духовную энергию, они питают нас этой энергией, которая называется благодать. С помощью благодати происходит исцеление и просвещение людей. Действие её можно почувствовать, но для этого нужно быть очень внимательным, нужно быть доверчивым, как ребёнок, нужно открыть свою душу. Действие благодати в разных местах бывает разным. Помню, как в Троицко-Сергиевой лавре, находясь рядом с Троицким храмом, я чувствовал необычайную тонкость окружающего пространства, какую-то нежность, сладость, парящую вокруг. Похожее ощущение нежности, тонкости и гармонии пространства было и на Валааме, как будь-то, ты находишься не на земле, а на небе. В Кирило-Белозерском монастыре, я впервые соприкоснулся с ощущением вечности, когда границы настоящего раздвигаются, и ты чувствуешь и прежние древние века, и ритм нашего времени одновременно. Это очень сложно передать словами, но это тоже действие благодати. В Кижах меня сразу же поразили высокие полевые травы. Место и сам храм излучали какую-то силу и мощь. Когда я ходил вокруг, чтобы сфотографировать этот храм, чувствовалась необычайная легкость: эта сила, как будь-то, несла тебя по воздуху.
Паломническая поездка – это не просто туристическое путешествие. Здесь важно не количество мест, в которых вы побывали, а качество: ваша готовность соединится со святым местом, открытость вашей души этому месту, ваше желание приобщится к окружающей вас гармонии и красоте. И чем более открытыми и готовыми вы будите, тем больше благодати и радости сможет передать вам святое место. По-моему, именно этим, по крайней мере, по нашим внутренним ощущениям, отличается паломническая поездка от туристической.
Хотелось бы предупредить, что к поездкам по святым местам нельзя относится легкомысленно и беззаботно, как к развлечению или пикнику на природе – это может быть просто опасно. В подтверждении расскажу вам один случай из своей жизни. Это произошло в начале 90х годов во время автобусной поездки в Серафимо-Дивеевскую обитель. Народ в нашем автобусе подобрался, в основном, туристический. Для него это было просто посещение нового места, где можно походить, поглазеть, в общем, отдохнуть. Да и времена были тогда такие, когда понимание духовности только, только начинало возрождаться. У меня посещение обители вызвало ощущение строгости – того, что что-то происходит не так как надо. Назад мы возвращались уже поздним вечером. Наши туристы решили развлечься и стали петь весёлые песенки. Во мне же было чувство какой-то неудовлетворённости, стыда за людей, которые так восприняли эту поездку. Под воздействием этого чувства я стал про себя молиться, обращаясь к Серафиму Саровскому. Почему-то его облик показался мне тогда очень строгим. Как я потом узнал, по крайней мере, ещё один человек тоже в это время молился про себя. Когда мы проехали мост через Большую Кокшагу, вдруг погас свет, выключились фары, наш автобус сошел на обочину дороги и на приличной скорости врезался в трос, защищавший дорогу от крутого ската вниз. Только этот трос и спас нас от аварии. Приехавшая бригада ГАИ была сильно удивлена, что все остались живыми и отделались лишь испугом. «Ещё бы чуть-чуть, – сказал милиционер – и вы бы кувыркались вниз». Вот такой вот был со мной случай, связанный с Серафимом Саровским.
Священные места – Руси святыни всей
Прекрасны красотой, гармонией своей.
Покой, любовь, блаженство – благодать
Здесь человеку каждому хотят отдать.
Жизнь наша часто беготня и суета:
Приди, приди с открытою душой сюда.
Забудьте обо всём на свете,
Доверчивыми будте словно дети,
Тогда свет и огонь, что здесь горит,
Коснётся ваших душ, очистит, освятит.
прочтений: 8
раздел: философская лирика
дата публикации: Oct 30, 2010
написать комментарий
сообщить о спаме
|
Ещё стихи
|