Пособие для начинающих поэтов
Вы пытаетесь писать стихи. У одних получаются прекрасные стихотворения, а у других – не очень. Но ведь и первые, и вторые, создавая стихотворения, используют один и тот же язык, один и тот же алфавит! Почему же результаты разные? Ответ прост: первые знают основы стихосложения (версификацию) или не знают, но имеют природные задатки (чувство ритма, образная речь, глубина мысли, без которых поэзия немыслима).
Когда ко мне приходит начинающий поэт, первым делом я спрашиваю: «Как вы думаете, что главное в стихотворении?». Абсолютное большинство отвечает: «Рифма!». Тогда я задаю второй вопрос: «А как же с белыми стихами? Белый стих - это стихотворение, не имеющее рифм.». Собеседники удивленно пожимают плечами.
Тогда я читаю не на русском языке два кусочка - один как стихотворение, а второй - прозу. И спрашиваю: в каком случае я читал стихотворение, а в каком прозу. ВСЕ отвечают одно и то же: в первом случае прозвучало стихотворение, во втором - была проза. Правильно! Но почему они так решили? И тогда мы выясняем, что в первом случае была мерная, с четким ритмом речь. Четкий ритм - это один из компонентов стихотворного произведения.
Я часто задаю себе вопрос: почему в наших общеобразовательных школах готовят математиков и физиков, географов и биологов, есть уроки рисования и музыки, но нет уроков поэзии? Понимаю, что цель уроков рисования и пения - не подготовка квалифицированных художников и певцов, музыкантов, а развитие художественного вкуса, возможность дать минимум теоретических знаний, которые могут дать толчок одаренным детям на пути к большому искусству. Но разве великое таинство поэзии не может выполнять ту же самую роль?
Почему у нас есть художественные школы, училища, факультеты институтов, университетов, музыкальные школы, училища, консерватории, но нет школ и училищ поэтических (если не считать только Литературный институт)?
Можно задавать вопрос за вопросом, но ответов не будет.
Многие из нас в детстве или в юности пробовали писать стихи. Тот, кто увлекался этим серьезно, искал специальную литературу, чаще не находил. А как хотелось не просто зарифмовать строчки, а докопаться до сути поэзии, узнать ее законы, открыть секреты! И каким бы подспорьем стала доступная для понимания книжка о том, как писать стихи или хотя бы как пишут стихи.
Нельзя сказать, что такой литературы нет. Об искусстве поэзии писал в свое время еще Аристотель. Десятки книг по теории стихосложения написаны российскими авторами с начала XX века. Но беда в том, что в основном они предназначены для литературоведов, лингвистов и уже сложившихся поэтов, поэтому сложны для восприятия неподготовленного читателя, больше запутывают начинающего поэта, чем просвещают. Причем в библиотеках провинциальных городов, я не говорю уж о селах и деревнях, практически невозможно найти наиболее полезные издания для начинающих.
Более четверти века я занимаюсь с начинающими поэтами и прозаиками. В литературном объединении, которым я руковожу вот уже 28 лет, все начинающие поэты проходят специальный курс версификации, разработанный мною. Среди моих учеников, освоивших данный курс, 7 членов Союза писателей России, 5 человек стали профессиональными журналистами, трудятся в различных средствах массовой информации, постоянно публикуют свои поэтические произведения. В 1999 году я собрал все свои лекции и выпустил в свет книжку «Начинаю писать стихи. Пособие для начинающих поэтов». В течение полугодия книжка, выпущенная тиражом 3000 экземпляров, разошлась по рукам. Тогда я решил подготовить электронный вариант этого пособия. Добавил две новые главы «Как не надо писать стихи» (на примере стихотворных опусов, опубликованных в Интернете) и «Поэтический словарь», который очень и очень нужен любому поэту.
Цель данной книжки - хоть как-то заполнить существующий недостаток литературы по основам стихосложения. Моя книжка построена в форме уроков. Читатель будет двигаться от урока к уроку, от одной темы к другой. В начале каждого урока даются термины и их расшифровка, которые так или иначе будут использованы в нем. Затем идет основная часть. А в конце урока - домашнее задание.
Ну, вот, скажете вы,- опять уроки! Они нам в школе надоели! Наши уроки, в отличие от школьных, не обязательны. Вы можете один урок изучать хоть в течение года! Причем домашние задания вы сами с себя будете требовать.
Конечно, можно было обойтись и без домашних заданий, но я считаю, что аккуратно выполняя их, читатель будет проверять себя и отмечать успех или, наоборот, неуспех. От того, как серьезно начинающий поэт отнесется к урокам, будет зависеть и результат. Читатель может сразу забыть все, что в пособии написано. Автор на вас не обидится. Значит, просто вы не тот, кому очень нужна эта книжка.
Все русские поэты писали и пишут в так называемой силлабо-тонической системе стихосложения. В основе этой системы - четкое соотношение слогов в рифмующихся или холостых строчках (силлабо – слог) и четкое чередование ударных и безударных слогов (тоника – ударение). Силлабо-тоническое стихосложение – база для будущей деятельности поэта.
Книжка очень полезна, кстати, не только для начинающих поэтов, но и для работников культуры (клубных работников, библиотекарей, занимающихся с начинающими поэтами), журналистов (в редакцию каждой газеты постоянно приходят и способные поэты и, к великому сожалению, графоманы). Доказать графоману несостоятельность его опусов можно только при наличии знаний по теории стихосложения. С другой стороны, помочь действительно способному, талантливому человеку овладеть этими знаниями, чтобы совершенствовать в дальнейшем свое мастерство. Книжка полезна также руководителям поэтических кружков, литературных объединений, учителям, да и просто страстным любителям поэтического слова.
Электронный вариант книжки «Начинаю писать стихи. Пособие для начинающих поэтов» можно заказать у автора. Я высылаю электронный вариант книжки наложенным платежом по почте (можно оплатить и по системе WebMoney). За справками обращаться по E-mail vonrech@mail.ru
Владимир....
комментарии:
разделы · стихи
пн 13 августа (17:48)