Абай. Слова назидания.
Айтанур
Жил хорошо ли - плохо,а пройдено немало
В конфликтах да судах что только не сносил
В страданиях пришла преклонных лет усталость
Пресытясь суетой я выбился из сил
И обнаружив бренность,бесплодность всех деяний
Униженно признал никчёмность бытия
Как дожить этот ад-удел разочарований?
Ответ не нахожу И озадачен я
Народом править? Нет, он в управленьи недруг
Пусть этот груз несет кто сердцем не остыл, -
Приобретя в душе неисцелимый недуг,-
Меня ж Бог упаси, то не по мне посыл
Преумножать стада?-лишь тешиться обманом.
Пусть дети скот растят чем шляться по пирам.
А Я же омрачать остаток дней не стану
На радость попрошайкам пройдохам и ворам.
Заняться ли наукой ? Но как её постигнешь
Достигшим не делясь, что ново - не узнав
Что толку что в степи забытый всеми сгинешь
Вкруг наложив холсты, аршин в руке зажав?!
Когда друзей не зришь
С кем делишь горе-радость
Все знанья - горечь лишь
И отравляют старость
А может посвятить себя служенью Богу?...
Боюсь и здесь душа не обретёт покой:
Среди таких людей как избежишь пороков?-
У них подлец в чести а праведник изгой!
Воспитывать детей? - И в этом нет призванья
Чему и как учить? Какой им дашь совет,
Где применить затем достигнутые знанья? –
Не вижу сам...
И здесь мне примененья нет
И наконец решил: бумаге и чернилам
Отныне, в утешенье, вверяю знаний свод
Пусть кто поймёт их смысл -
В чём просвещенья сила
Запишет или так запомнит мыслей ход
А если ж мой народ
воспримет их немило –
Останутся при мне.
И нет иных забот!!!
II
Люблю ли я казахов...?
Когда бы не любил-
Откочевал, чтоб их не видеть боле
Не тратил зря душевных своих сил
И не испытывал ни горечи ни боли
Когда б любил ... я одобрял их нрав
Нашёл хоть малость что моей душе по нраву
И утешенье старости познав
Гордился своей нацией по праву
Но нет того. Хотя и сам казах
К чему-то одному склониться мне непросто
Лишь влага с носа, слёзы на глазах
Ответов нет на горькие вопросы
Хотя живу, живым себя не чту
С досады ль на людей или иной причине
От посторонних горечь ту
Скрываю под смирения личиной:
Смеюсь- не радуюсь, сержусь - а гнева нет
Слова мои мне кажутся чужими
Тепло не греет, тускл белый свет
И даже мысли стали будто не моими
В дни молодости я не допускал
Что можно свой народ когда-нибудь оставить
Любил и верил, высший смысл искал
Такую старость - мог ли я представить!?
Мечтал их образумить - обучить
Узнал людей - угасла та надежда
Всё бросить, на чужбине жизнь влачить
Нет сил - Отчизна не одежда
Все чуждо А в груди лишь пустота...
Жду скорого конца и уповаю
Что весь этот кошмар обман и суета
Лишь испытание - тоннель (надеюсь к раю...)
III
Примерно на планете миллиарда два людей
А нас казахов миллиона два
Все люди разные, кто свят а кто злодей
И может лучший не избегнул воровства
Есть города где люд неисчислим
Есть тот кто трижды Землю обогнул
А мы враждуем меж собою и следим
Чтоб кто-то ближний всуе глазом не моргнул!
Казахи плоть от плоти мой народ
Ни на один другой он не похож
В стремленьи к знаниям увы не полиглот
А в проявленьях чувств так просто в сердце нож!
Как нам забыть злословие, обман
А ловкость проявлять в достойном ремесле?
Ужель нам так и жить и путь иной не дан
Чем быть ничтожнейшим народом на Земле?!
...Всё меньше верю, что придут иные дни:
На сто голов скота - глаза двухсот горят!
Да разве ж успокоятся они
Пока друг друга в прах не разорят!?
IV
Кто будет слушать нынче советы - назиданья?
Тот волостной, тот бий. Я им ни враг ни друг
Они считают что постигли законы мирозданья
И сами вправе всех учить вокруг
А если б и надумали послушать
Нет времени - забот невпроворот(!):
Родни что саранчи (всем что-то надо кушать)
Плюс угоди начальству, да не смути народ...
Богатые - так те забот не знают
(Пусть на день им дано богатство и почёт)
Уверены - всем лучшим обладают
А что недостаёт, приобретут за скот
Их взоры высоко, а аппетит безмерный.
Для них понятье честь равно цене скота
Дай волю,- белый свет скупили бы наверно
Безмозглая святая простота!
Бедняк, овцы смиреннее,- туда же:
«Не трогай нас, других учи уму
Из грамоты твоей сурпу не сваришь даже»
Считает если нищ- и знанья ни к чему
Плутам, что ищут жертву побогаче
Мои советы не нужны тем паче
V
Есть радость-утешенье (быть им прахом!!)
Проклятием висящим над казахом:
Встречая негодяя или злодеянье, -
Которого он сам не совершил, -
Он радуется, словно оправданье
Нашёл всему что в жизни нагрешил:
«Людей безгрешных быть не может
Но рядом этим-то я чист как ангел божий»
...Так понимает он заповедь Творца:
"Достаточно быть лучше подлеца"
Не делит Бог нас на урода и красавца
Есть верящий в добро и есть злодей
И разве станешь лучше равняясь на мерзавца?!-
Добру у добрых учатся людей
……………………………………………….
Другая форма самоутешенья
Он говорит: «Я подл, ну и что ж?-
Когда вокруг сплошные прегрешенья
Мои пороки и грехом не назовёшь»
(Знать глупость иногда седоборода):
Невесту успокоит ли жених
Сказав что запах изо рта - болезнь всего рода
Не только от него, смердит и от других?!
Инстинкт толпы он в сути безрассуден
Или Аллах не властен над толпой?!
Ищи свой путь каким ни будь он труден
Чем пробираться тихою сапой
От Бога отвернувшимся цинично
Придёт расчёт карающим Огнём.
К количеству Высоты безразличны-
Поглотит всё бездонный Водоём!
..........................................................................
Участвуй в скачках но победы ради
Чем «как-нибудь» уж лучше посиди
Какая радость спрашивать кто сзади
Когда несчесть кто мчится впереди?!
Чем лучше прозябать в неведеньи промозглом
Не веря ничему и никому?
Чем легче дураку что рядом сто безмозглых
И нет признанья здравому уму?!
В чём смысл утешения что рядом
Никто не видит дальше твоего?
Не лучше ль хоть один но с прозорливым взглядом
Чем восхвалённое слепого торжество?!
Глупцы найдут взаимопониманье
А двое умных будут враждовать...
Простор степи взрастишь ли семя знанья
И даст ли всход хоть крохотная пядь...?
Нагрянет джут, погибнет половина-
Другая выживет и в этом смысл- просвет
Накроет мракобесия лавина-
Хоть кто-то сохранит и возродит Завет...
VI
Заведено среди казахов
Друг другу лестью угождать...
Найду ли я - слуга Аллаха,-
С своей привычкой досаждать,-
Кого любить и уважать?...
Уважить бая? Нет такого
Кто есть - безлик как старый крот:
Своих не видит - чтит чужого.
Льстецам - пройдохам дарит скот
И мнит что добр (сумасброд)
Уважить щедрого - мырзу бы...
Но кто здесь истый меценат?
Все ж жаждут славы стиснув зубы
(Kак будто щиплет.- виноват,-
Кошма солёная им зад!)
Управы, волостные, бии ...
Все вкруг чинят безбожный суд
Одни купили власть , другие -
Подобострастно спины гнут
(Иначе должность не дадут)
Ну как же сильных не уважишь?
Но все крепки в деяньях зла
На дело доброе отважишь
-Какая б польза ни была,-
Скорей - аульного козла
А может с умным буду кроток
И почесть разуму воздам?...
Увы, где совесть - ум короток
Он подлость не сочтёт за срам
Умеет жить (Куда уж нам!)
Убогий нищий проще судит
Себя безгрешным не сочтёт,
Дай силы - и сноровка будет
Всё что угодно, хоть помёт,
Тишком прихватит - умыкнёт
Хитрец -подлец, проныра липкий...
Ну! этих просто не унять,
Пока всех не обберут до нитки!
Их логику легко понять:
"Не отдают - умей отнять"
Остался скромный (но не нищий)
Немил для всех тихоня - бай
Не ищет ссоры (мыши тише)
Ни хват, ни рвач, ни краснобай
Стремится смысл найти в покое
Он незлоблив, учтива речь
Часть раздаёт, а остальное
От вора тщится уберечь
Не любит важничать, хвалиться,
Что он для всех авторитет
...Придётся за него молиться-
Других достойных вижу нет!!
VII
Все знают, смертен человек
Он в этом мире гость, не боле
Как долго чей продлится век
Решать увы не в нашей воле:
Смерть отрицает естество
Не посылает вестового
Не возвращает никого
Ни старика ни молодого
Казах твердит кругом: «Бог есть
Рай наградит, а ад накажет».
Насколько верит в то, бог весть
Он правды никогда не скажет.
Когда бы в это верил он
Творил добро - не знал печали
Прощал и предков чтил закон
Но где такого вы встречали?!
Нам сказано: есть рай и ад,-
Природа сущего двояка.
А значит двойствен весь расклад
Но понимает то не всякий.
Пророком сказанное чти
Иначе ты не мусульманин
Порокам Веру предпочти
И канет в Лету мир страданий
Увы казах наш не таков
Дай выбор, предпочтёт земное:
«Э-э-э. Бог простит нас дураков
В другой раз выберу второе»
На смертном одре присягнет
Клянусь, мол, не было такого...
И адский ж пламень не проймёт
Ханжу в обличии святого!!
Един создавший нас Творец
И для него все равно дети.
О чем же молишь ты, подлец,
Стремясь ограбить всех на свете?!
В чём здравый смысл твоих молитв:
«Отдай тебе - лишив другого»?!
Не мудр - будь хоть совестлив
Не чтишь - хотя б побойся Бога!!
Ни образован ни умён
Двух слов не свяжет без подсказки
А спорит надрывая связки
Ну право, че-ло-век ли он?!
VIII
Казаха не волнует, есть ли связь
А, если есть, угодны ли его моленья Богу
Он лишь встаёт и падает молясь
Копируя движения другого
Обходится с Всевышним как с купцом
Которому не возвращает ссуду:
«Вот что в наличьи есть, клянусь отцом,-
Из-под земли же я скот не раздобуду»
И утруждать не будет он себя
Ломаньем языка, вникать в смысл обучения.
Неочищенье Веры загодя
Он объяснит отсутствием уменья:
«Вот всё что знаю. Мало, признаюсь.
Но в старости учёба не даётся
Не упрекнули бы что богу не молюсь
А что язык коряв - надеюсь, обойдётся»
............................................................................
Во всём шаг первый предшествует второму
А что язык его устроен по-другому?!
IХ
К вам мусульмане обращаю слово:
Кто беден - кто богат, кто болен - кто здоров
И если спросите причины такового
Ответ один: "наш грешный мир таков"
Повсюду грабежи и скотокрадство
И чаще прав тот кто на доносы скор
Дано мошеннику здоровье и богатство
Тогда как богонравный нищ и хвор
Один умён - другой дурак и оба
Одной семьи заслуга и укор
Забота,нежность, тут же зависть, злоба
Любовь и ненависть ведут извечный спор
Наследия кровавые отрыжки
В пучины мести повергают нас
"Война - закон а мир - лишь передышка" -
Вот наша истинно реальность без прикрас!
Зло торжествует. Глупо лицемерить.
Не видеть это - просто быть слепым.
А значит надо в "Высший смысл" верить
И этот смысл должен быть иным:
Мы верим в справедливость испытанья
Постигнуть замысел Всевышнего стремясь.
В священных текстах истинное знанье
Кто Веру не обрёл - тот умер не родясь
Добро и Зло - творение Аллаха
Добро без Веры - заблуждений плен.
Непреодоленье ненависти, страха-
Вот что души погибель и будущего тлен!!
Х
На разных языках в истории народов
Мир спорит, существует ли Творец
Что есть источник всей разумности природы
Вам не ответит ни ученый ни мудрец
Мы не создатели, мы – созданы. Стремленье
Постигнуть смысл по созданным вещам
Не даст разгадки цели сотворенья
Лишь вера в "Высший смысл" доступна нам
Мы, веруя, других пронять не сможем
Аятами священной книги слов
Пока к их смыслу чувства не приложим:
Покорность справедливость и любовь
Когда цвета души размыты, блёклы, серы
Невоспринимаем блик контраста "ночи–дня"
Ученым не постигнуть без Высокой Веры
Константу Истины земного бытия
……………………………………………………..
Ведомо чувством всё и даже, извините,
То как берет кобылу жеребец.
Пусть к Богу есть не мысль а Наитие
И в этом Замысла - Творения венец!!!
Коземнын карасы
Взгляд огня горячей
Полон неги ночей
Не уйдёт сердца боль
Талью в вешний ручей
Льётся глаз жгучий сок
На листы болью строк
Говорю, есть в степи
Несказанный цветок...
прочтений: 22
раздел: поэтические переводы
дата публикации: Jul 18, 2011
написать комментарий
сообщить о спаме
|
Ещё стихи
|